medicalpsychology © 2012 

ПЛАН ЗАНЯТИЙ ПО МЕДИЦИНСКОЙ ПСИХОЛОГИИ

ВОПРОСЫ К СЕМИНАРАМ / ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ

Тема 1.            ВВЕДЕНИЕ В МЕДИЦИНСКУЮ ПСИХОЛОГИЮ. ПСИХОЛОГИЯ СОМАТИЧЕСКОГО БОЛЬНОГО

1. История развития психологии. Отрасли психологии. Развитие медицинской психологии. Предмет, задачи и методы медицинской психологии. Разделы медицинской психологии (общая и частная медицинская психология, патопсихология, нейропсихология, психологическая экспертиза, психогигиена, психопрофилактика и санитарно-просветительская работа, психологическая коррекция, психологическое консультирование и психотерапия). Основные методы медицинской психологии (клинико-психологический метод, беседа с пациентом, наблюдение, изучение продуктов психической деятельности). Роль психологических знаний в практической работе врача. Понятие здоровья. Основные критерии здоровья. Связанное со здоровьем качество жизни и методы его изучения (опросник SF-36 и др.).

2. Психология соматического больного. Объективная и субъективная тяжесть болезни. Понятие внутренней картины болезни (Р.А.Лурия). Факторы, влияющие на внутреннюю картину болезни (пол, возрастные особенности, профессиональный статус, особенности темперамента, воспитания больного). Уровни внутренней картины болезни (В.В.Николаева). Этапы течения заболевания (премедицинская фаза, манифестация болезни, период активной адаптации, психической декомпенсации, капитуляции). Типы отношения к болезни (гармоничный, эргопатический, анозогнозический, тревожный, ипохондрический, неврастенический, меланхолический, апатический, сенситивный, эгоцентрический, паранойяльный, дисфорический) (А.Е.Личко). Психологические (поведенческие) реакции больных на заболевание (аггравация, симуляция, диссимуляция, анозогнозия, реакция «ухода в болезнь», «социальная престижность» болезни).

3. Стресс и адаптация. Типы реагирования на фрустрацию (С.Розенцвейг). Механизмы совладания со стрессом – копинг-механизмы (Р.С.Лазарус). Психологическая защита личности. Основные механизмы психологической защиты (вытеснение, отрицание, проекция, интеллектуализация, замещение, регрессия, компенсация, реактивные образования) (А.Фрейд), их адаптивное значение и роль в формировании психической и соматической патологии.

4. Понятие о психосоматической медицине. Психосоматические и соматопсихические взаимоотношения. Психогении и соматогении. Биопсихосоциальная концепция психосоматических расстройств. Концепция профиля личности, концепция алекситимии. Конверсионные симптомы, функциональные синдромы (органные неврозы), психосоматические заболевания (психосоматозы). Личность как основа психосоматической патологии. Поведение типа «А» и типа «В» (М.Фридман и Р.Ройзенман). Тактика врача при психосоматических заболеваниях.

5. Неврозология. Психическая травма. Основные типы невротических конфликтов (В.Н.Мясищев). Преморбидные психологические особенности больных неврозами. Клинические проявления невротических расстройств. Основные невротические синдромы. Основные формы неврозов. Лечение и профилактика неврозов.

6. Нарушения психики при соматических болезнях: расстройства сознания, памяти, эмоционально-волевые расстройства. Психологические особенности больных с терапевтической патологией: сердечно-сосудистые заболевания (ИБС, ИМ, ГБ), заболевания органов дыхания (БА), заболевания желудочно-кишечного тракта (ЯБ), эндокринные заболевания (гипер- и гипотиреоз). Психологические особенности больных с хирургической патологией (психологический операционный стресс, пересадка органов и тканей, синдром Мюнхгаузена). Психологические особенности больных с онкологической патологией. Психологические особенности больных с дефектами различных органов и систем.

7. Психологические особенности больных с акушерско-гинекологической патологией. Зависимость психического состояния женщины от фазы менструального цикла. Предменструальный синдром. Психологическое состояние женщины во время беременности. Ранние гестозы беременных. Феномен пренатальной тревоги. Искусственное прерывание беременности. Бесплодие. Искусственное оплодотворение. Климактерический период.

Тема 2.           ПСИХОЛОГИЯ ЛЕЧЕБНО-ДИАГНОСТИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА

8. Больной и лекарства: психологические основы фармакотерапии. Проблема комплайенса в современной медицине. Психологические аспекты приема лекарств и отказа от лечения. Психологические факторы повышения эффективности медикаментозной терапии. Формирование психологической зависимости от лекарств. Эффект плацебо. «Токсическое» плацебо. Плацебо-контроль при проведении клинических испытаний лекарственных препаратов. Психологическое воздействие госпитализации и выписки.

9. Основные модели взаимоотношений «врач-больной» (техническая, сакральная (руководство), коллегиальная (партнерство), договорная (контрактная) модель) (Р.Вич). Типы взаимоотношений врача и больного. Характеристики «идеального» врача для пациента (Ж.Лакан). Психологические типы врача (директивный, недирективный, сопереживающий, эмоционально-нейтральный) (В.А.Ташлыков). Психология взаимоотношений с врачами, средним и младшим медицинским персоналом, с родственниками больных. Взаимоотношения медицинской сестры и больного. Медицинский работник в качестве больного.

10.  Профессиональные качества медицинского работника (аффилиация, эмпатия, коммуникативная компетентность). Мотивы выбора профессии врача. Проблема профессиональной адаптации и деформации личности медицинского работника. Синдром эмоционального сгорания (Х.Дж.Фрейденбергер). Социально-средовые и личностные предрасполагающие факторы, симптомы, меры профилактики. Ятрогении, соророгении, эгротогении, госпитализм и их предупреждение. Психогигиена и психопрофилактика.

11. Психология утраты и смерти. Психологические особенности больных с неизлечимыми заболеваниями. Умирание и смерть (стадии реакции пациента: отрицание, озлобление, сделка, депрессия, принятие) (Э.Кюблер-Росс). Правила поведения с умирающим больным. Этические проблемы эвтаназии. Организация работы хосписов. Определение начала и конца человеческой жизни. Этические проблемы трансплантологии.

12.  Медицинская этика и деонтология. Этические модели в медицине: модель Гиппократа (принцип «не навреди»), модель Парацельса (принцип «делай добро»), деонтологическая модель (принцип «соблюдения долга»), биоэтика (принцип «уважения прав и достоинства личности»). Основные принципы биомедицинской этики. Врачебная тайна: содержание понятия, этические и правовые аспекты. Этические проблемы информирования больного о диагнозе. Доктрина информированного согласия.

13.  Общение: невербальное (разговорная дистанция, поза, жесты, взгляд, мимика, прикосновения) и вербальное. Виды общения (С.И.Самыгин). Профессиональное общение. Способы формирования продуктивного контакта между врачом и больным. Невербальные знаки общения. Понятие игр Э.Берна, их значение в медицине.

14.  Конфликтология. Понятие фрустрации и конфликта. Факторы, являющиеся стрессорными для человека. Уровни (стычки, столкновения, кризисы), виды (реалистичные, беспредметные) и причины конфликтов (барьер целей, барьер правил общения, барьер ролей, барьер понятий). Конфликты в системе «врач-больной». Стратегии решения конфликтов (избегание, соперничество, приспособление, компромисс, сотрудничество). Профилактика конфликтов.

Тема 3.           МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ В КЛИНИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ

15. Психологическое тестирование. Задачи психологического тестирования. Классификация тестовых методик. Надежность и валидность психологических тестов. Условия проведения психологического тестирования, интерпретация результатов, тестовые нормы. Выбор методик. Клиническая психология в экспертной практике. 

16.  Методики исследования внимания (таблицы Шульте, счет по Крепелину, корректурная проба, методика Мюнстербергера), памяти (методика запоминания 10 слов, методика пиктограмм), мышления (методика классификации понятий, методика на исключение понятий, методика выделения существенных признаков, методика Эббингауза), интеллекта (прогрессивные матрицы Равена, тест Векслера), эмоционального состояния (тест цветовых выборов Люшера).

17. Методы исследования личности: личностные опросники (Айзенка, MMPI, Кеттелла) и проективные тесты (тест чернильных пятен Роршаха, тематический апперцепционный тест, тесты «дом, дерево, человек», «несуществующее животное»).

18.  Клиническое интервью: цели интервьюирования, принципы и этапы клинического интервью.

Тема 4.           ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ И ОСНОВЫ ПСИХОТЕРАПИИ

19.  Психотерапия. Междисциплинарный характер психотерапии. Общие факторы психотерапии. Показания к психотерапии. Виды психологической помощи (психологическое консультирование, психокоррекция и психотерапия). Формы психотерапии (индивидуальная, семейная, групповая). Методы психотерапии (симптоматические, патогенетические; экспрессивные, суппортивные; директивные, недирективные). Основные направления в психотерапии: психодинамическое, поведенческое и экзистенциально-гуманистическое. Этические принципы психотерапевта.

20. Гипносуггестивная психотерапия. История развития учения о гипнозе, природа гипноза, методы и техники гипнотизирования, глубина гипноза, показания и эффективность. Аутогенная тренировка.

21.  Психодинамическая терапия (З.Фрейд). Структура личности. Генезис невроза. Методы и процедуры классического психоанализа. Факторы психотерапевтического воздействия. Аналитическая терапия К.Г.Юнга. Индивидуальная терапия А.Адлера.

22. Групповая психотерапия. Понятие, лечебные факторы, формирование группы, правила поведения, роли и нормы группы, стили руководства группой, типы поведения в группе, групповая динамика, стадии развития группы.

23. Гештальт-терапия, арт-терапия, телесно-ориентированная терапия, позитивная психотерапия (Н.Пезешкиан).

24. Трансактный анализ (Э.Берн), психодрама (Я.Морено), метод биологической обратной связи, холотропная терапия (С.Гроф), семейная психотерапия.

ВолГМУ © 2010

ПЛАН ЗАНЯТИЙ ПО МЕДИЦИНСКОЙ ПСИХОЛОГИИ ДЛЯ СТОМАТОЛОГОВ

ВОПРОСЫ К СЕМИНАРАМ:

  1. История развития психологии.
  2. Отрасли психологии.
  3. Развитие медицинской психологии.
  4. Предмет, задачи и методы медицинской психологии.
  5. Стресс и адаптация.
  6. Типы реагирования на фрустрацию (С.Розенцвейг).
  7. Механизмы совладания со стрессом – копинг-механизмы (Р.С.Лазарус).
  8. Психологическая защита личности.
  9. Основные механизмы психологической защиты (вытеснение, отрицание, проекция, интеллектуализация, замещение, регрессия, компенсация, реактивные образования) (А.Фрейд), их адаптивное значение и роль в формировании психической и соматической патологии.
  10. Эффект плацебо. «Токсическое» плацебо.
  11. Плацебо-контроль при проведении клинических испытаний лекарственных препаратов.
  12. Комплаенс в стоматологии.
  13. Основные модели взаимоотношений «врач-больной» (техническая, сакральная (руководство), коллегиальная (партнерство), договорная (контрактная) модель) (Р.Вич).
  14. Типы взаимоотношений врача и больного.
  15. Характеристики «идеального» врача для пациента.
  16. Медицинский работник в качестве больного.
  17. Мотивы выбора профессии врача.
  18. Этические модели в медицине: модель Гиппократа (принцип «не навреди»), модель Парацельса (принцип «делай добро»), деонтологическая модель (принцип «соблюдения долга»), биоэтика (принцип «уважения прав и достоинства личности»).
  19. Врачебная тайна: содержание понятия, этические и правовые аспекты.
  20. Доктрина информированного согласия.
  21. Профессиональное общение.
  22. Способы формирования продуктивного контакта между врачом и больным.
  23. Понятие фрустрации и конфликта.
  24. Факторы, являющиеся стрессорными для человека.
  25. Уровни (стычки, столкновения, кризисы), виды (реалистичные, беспредметные) и причины конфликтов (барьер целей, барьер правил общения, барьер ролей, барьер понятий).
  26. Конфликты в системе «врач-больной».
  27. Стратегии решения конфликтов (избегание, соперничество, приспособление, компромисс, сотрудничество).
  28. Профилактика конфликтов.
  29. Типы конфликтных личностей.
  30. Духовно-нравственная культура врача в современном российском образовании.
  31. Духовно-нравственное воспитание в медицинском образовании США и Западной Европы.
  32. Дентофобия.
  33. Критерии боли и стратегии её устранения.
  34. Методы контроля привычки сосания пальца.
  35. Бруксизм: характеристики и лечение.
  36. Саморазрушительное поведение: ротовая полость.
  37. Использование гипноза в стоматологии.
  38. Направление к психологу при стоматологических проблемах.

ВолГМУ © 2010

Бесплатный конструктор сайтов - uCoz